Блог Виктора Дулина
На блоге идёт показ с рассказом о практически действующих технологиях вермикультивирования,
с непосредственным производством экологически чистых фермерских продуктов

Результат разведения нескольких видов дождевых червей в мешках с мусором

Почти два года назад, червь Старатель и другие были запущены мною в четыре мешка не в домашних условиях, а в очень сыром и холодном подвале. 

Доброе время суток! С Вами, Виктор Дулин
К сожалению, у меня появилось время заняться технологическими дождевыми червями, разведение которых начал в четырёх мешках из под отрубей – 23 августа 2015 года в довольно холодном и мокром подвале – под сараем в городе Минеральные Воды.
Почему, к сожалению, да потому, что уехала БМП-Аля (боевая моя подруга) и вот от скуки, уставая от нотбука, третий день забавляюсь с «Ангелами Земли».
Каждый день всего по два часа перед обедом, надев рабочую одежду, резиновые сапоги и перчатки, отправляюсь сарай, расположенный в 10 метрах от окон нашей квартиры.
Первый день – над люком в подвал разбирал завалы из деловой древесины, принадлежащей брату Сергею.
Второй день достал из подвала один из мешков и оценил его содержимое.

Оказалось, что червь Старатель в подвале везде:

  • на стенах,
  • на потолке,
  • сверху всех мешков,
  • на ящиках с картошкой.

Червь Старатель

В большинстве это  были 2-3 см. ювенилы (молодые дождевые черви), которых временно собрал пинцетом в мокрую ёмкость, а потом выпустил в мешки.

Из 70 литров органического мусора, заложенного в каждый мешок, за два года всего получилось  примерно 2 килограмма  особей всех видов и возрастов и около 30 кг. готового биогумуса с недостаточной влажностью.

И это не смотря на то, что основную часть года в подвале стоит вода до 50 см. глубиной.

Червь старатель

В основном развелись три вида дождевых червей:

  1. Так называемый полосатый красно-жёлтый «Старатель» – по-научному Эйсения Фетида (лат. Eisenia Fetidа).
  2. 1/5 «Красный калифорнийский червь» – Эйсения Андреа (лат. Eisenia Andrea).
  3. Дендробена Рубида (лат. Dendrodrilus rubidus).

На дне мешка осталось 3-4 кг. полусгнивших досок от старой лестницы и люка подвала.

На деревянной лестнице никакой живности не было поскольку она изначально была покрыта антиплесенью ядовитой для всего живого.

После мониторинга загрузил мешок в обратной последовательности, опустил в подвал и до верху наполнил сгнившей картошкой, неудачно хранившейся в шести пластмассовых ящиках.

Червь старатель

 

На третий день проверил ещё один мешок переработанный червями «Старатель» с подобным же успехом и удовлетворённый результатом – частично заполнил все оставшиеся три мешка полусгнившими листьями, хранившихся два года в том же подвале под лестницей в шести 100-литровых полиэтиленовых мешках.

Червь старатель

На освободившемся месте под лестницей замочил весь картон, которым была утеплена крышка люка в подвал.

Червь старатель
Собравшуюся за 4 месяца 2017 года пачку газет, замочил прямо под  ногами предварительно уложив макулатуру в синтетический мешок.

Червь старатель

Решил скормить своим питомцам содержимое двухкилограммового пухового одеяла и «душистой» десятикилограммовой перины, которые описывали и метили другими способами все внучки и правнучки моей 95-летней мамули.
Но не тут-то было – содержимое этих постельных принадлежностей никак не хотело намокать.
Пришлось распороть узкую сторону и пригоршнями доставать перо с пухом и утапливать их в вёдрах с водой.
Но и этого оказалось мало – пришлось ставить ведро на ведро и на ночь придавливать третьим – с водой в качестве груза.
Как говорится – не было хлопот, да купила баба порося.
В общем, топить эту «Муму» хватит на пару дней.

Червь старатель
Потом червь Старатель будет кормиться остатками с нашей кухни и макулатурой, которой в сарае килограммов двести-триста.

Основным недостатком способа оказалось то, что при наличии воды на полу – с осени до лета, большая часть дождевых червей утонула, а деревянная полка с мешками, установленная над водой на кирпичах  – не позволяла намокнуть субстрату в мешках.
Поэтому в перспективе вдоль трёх стен в подвале сделаю секционный вермисептик высотой 80 см. – прямо на бетонном полу, чтобы субстрат был постоянно мокрый и без моего полива, а главное тогда не будет тонуть живность, которая не будет стремиться вниз к воде, а наоборот ползти ввех при избытке влажности снизу.

Да и с мешками возиться уже надоело ещё в Хаапсалу в начале 2000-ых.

Как видим, червь Старатель прекрасно зарекомендовал себя без всякого ухода не только в переработке ОСВ (осадка сточных вод) на предприятии по очистке сточных вод «Вее Вярк» в Эстонии, но и в холодном подвале в Минеральных Водах.

Конечно возня по переработке бытового мусора в мешках в подвале в биогумус это только для физкультуры, однако ни одного килограмма кухонных отходов на мусорку мы не выбросили и здесь советь наша чиста.

Да и поездка  в Ростов-на Дону осенью 2015 года для изготовления и запуска трёхкубового вермисептика не дала мне застояться.

Продолжение.

Подтвердив подписку  сразу же получите уникальный ценный подарок.

Здоровья Вам и благополучия!

С уважением, Виктор Дулин.

 

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 голосов, средний: 5,00 из 5)
Загрузка...
Этот блог читают 13 000 дачников и огородников, даже в посадочную и летнюю пору. Читайте и Вы.
Комментариев 37
  • А у меня на асфальте после дождей в последнее время много длинных и не очень червей. Проходя мимо всегда задумываюсь о вашей деятельности — и стараюсь хотябы не наступить(( — может они ешё вернутся в землю и принесут пользу.

    Иннокентий
    01.05.2017 | 08:07
    • Иннокентий, и на том природа скажет Вам спасибо — конечно вернутся, если не пострадают от многих неблагоприятных факторов.

      Виктор
      01.05.2017 | 09:39
  • Как у вас все на поток поставлено! А в Германии много дождей, так тут жирные червяки после дождя как какбанчики ползают!

    Lara
    01.05.2017 | 10:44
    • Лара, теперь спасаю червячков и в Мин Водах и отправляю в подвал на листовой опад и макулатуру.

      Виктор
      01.05.2017 | 20:26
  • Пересмотрела ваша видео. Узнала много нового о червях.

    У нас их папа для рыбалки использует.

    Алёна
    02.05.2017 | 08:37
    • Алёна, вот и сам наверно буду в Мин Водах поставлять дождевых червей в магазины с рыболовными снастями.

      Виктор
      02.05.2017 | 15:47
  • Виктор, это, конечно, бизнес. Тем более, если так хорошо расплодились. Но червяков жалко) Да и рыбу — тоже)

    Жанна
    03.05.2017 | 21:45
    • Жанна, до всеобщего вегетарианства здесь очень далеко, так что доход с этого дела нам не помешает — всё же не свалку мусор выбрасываем.

      Виктор
      03.05.2017 | 21:52
  • Виктор, я поняла. У вас так здорово получается про червяков рассказывать. Да и не только рассказывать, но и разводить. Видимо опыт уже очень большой.

    Я только начала всех своих собирать в высокие грядки. Мы теперь с черными дроздами соревнуемся — кто вперед червяка на газоне найдет. Конечно, они проворнее меня. Находят, вытягивают так смешно и съедают. Или сейчас для своей супруги собирают полный клюв. И несут в гнездо, где супруга яйца высиживает. Так интересно наблюдать. Тоже не вегетарианцы.

    Жанна
    03.05.2017 | 22:02
    • Лётчикам вегетарианство запрещено и это подтверждает природа на птицах, а она, Жанна, не ошибается.

      С 1972 года опыта природного земледелия с помощью дождевых червей действительно поднабралось.

      Виктор
      04.05.2017 | 05:27
  • Виктор, вы меня смешите постоянно! Точно, не ошибается)

    А в 1972 году, как вас на червяков-то потянуло?

    Жанна
    04.05.2017 | 20:22
    • Жанна, так они сами развелись — когда в узбекский краснозём начал прикапывать под окнами абсолютно все бытовые отходы и даже канализационной водой поливал

      Виктор
      04.05.2017 | 21:10
  • Да, Виктор, я читала вашу замечательную историю. Удивительное дело — природа. Ничего не требуется, главное — не мешать и она сама все сделает! Вот и черви ни откуда сами появляются)

    Жанна
    04.05.2017 | 22:42
    • Жанна, единственно чего природа не переносит — это огромных свалок чего-либо.

      Виктор
      05.05.2017 | 04:08
  • Виктор, я думаю, конечно, природа может все переработать. Но времени требуется значительно больше. Нам уже тогда не дождаться положительных результатов :p Поэтому я решила по вашему опыту облагораживать наш участок, закапывая отходы от кухни, которых у меня от овощей и фруктов большое множество.

    Думаю, они за две три недели уже и переработаются)

    Жанна
    05.05.2017 | 11:45
  • А вот у нас в Сибири с червями напряженка!

    Валерий
    14.05.2017 | 21:02
    • Валерий, уже очень многим помогли исправить плохое положение с дождевыми червями наши бытовые секционные вермифабрики, причём для различных целей — начиная от переработки наших отходов и заканчивая наживкой для рыбалки.

      Виктор
      14.05.2017 | 21:58
  • Здравствуйте Виктор! Я вот думаю, а можно червятник с открытым дном соорудить в разных местах сада, например под деревьями, чтобы они сразу подкармливались. Или расползутся черви? Кормить их сверху, а снизу ничего не забирать, просто периодически переставлять на новое место, оставляя кучку гумуса. Или без вермичая не обойтись, его точно собирать придется, чтобы поливать сверху? Думаю как сделать это компактно, прямо в саду, в нескольких местах. У меня по саду много компостных ям, присыпанных землей. Можно убрать землю и ставить червятник на яму? или он должен быть приподнят?

    Амина
    22.05.2017 | 22:41
    • Амина, чем больше будет в саду и в огороде таких приподнятых червятников-высоких грядок — тем лучше.

      Можно их переставлять и не собирать вермичай.

      Но в морозные зимы их нужно утеплять — к примеру, обкладывать мешками с листвой, чтобы её не разметало ветром.

      Компостные ямы, присыпанные 5-10 см. земли — должны быть не глубже 20-25 см.

      Виктор
      23.05.2017 | 11:21
      • Если не собирать вермичай, чем поливать? есть альтернатива? Если ямы глубже, то не ставить на них червятник или они глубже не заползут? Я хотела на эти ямы ставить червятник, чтобы они наработали над компостом. Там еда уже частично разложилась, это ведь лучше? Можно в яме глубиной в 60 см, заполненной на 25 см установить червятник, постепенно добавляя еду расти наверх? Так яма постепенно заполнится, потом переставить червятник.

        Амина
        23.05.2017 | 21:26
        • Амина, поливать не хлорированной водой.

          Да, можно в яме глубиной в 60 см, заполненной на 25 см установить червятник, постепенно добавляя еду расти наверх.

          Главное чтобы вентиляция была и снизу.

          Виктор
          23.05.2017 | 22:06
          • А какой самый маленький размер червятника возможен? например примерно как обувная коробка? У меня малюсенький садик/огородик, нет места для масштабного червятника, но поместятся несколько маленьких, если можно маленькие, то можно расставить штук 6-8. Пронумеровать их и каждый день кормить один. Было бы удобно. И сколько червей надо запустить в такой маленький червятник? Если послать червей надо в Дагестан, они доедут?

            Амина
            23.05.2017 | 23:06
          • Амина, я сейчас в России совсем рядом в Мин Водах и могу прислать — сколько нужно?

            Можно хоть в литровых коробках — в каждом литре 50 штук.

            Виктор
            24.05.2017 | 04:50
  • О! Как мне повезло. Давайте вместе решим. Лучше смесь, правильно? У меня будут в корме кухонные отходы и огородные отходы, деревья пока не плодоносят, садик молодой, значит трава, у соседей срезка из газонокосилки( правда она начинает кипеть сразу, что лучше сушить солому или эту перекипевшую почерневшую пасту им класть?) могу навоз брать у молочницы для них. Я в компост кладу только растения, животных и их Продукты нет, соответственно и червям тоже? Или они могут есть и рыбьи потроха например? Вот кто лучше ест такую еду? Того мне и надо. Лучше тех, кого можно оставить зимовать на месте, я осенью уеду до весны, так что заботиться о них не смогу. Просто выпустить их в компост перед отъездом? Накрыть хорошенько и надеяться на встречу? Здесь сильно холодно не бывает. Ещё хотела засеять все сидератами, чтобы они снег задерживали, если выпадет. Могу геотекстилем накрыть. Суммарная площадь червятника буде около 1 кВ. метра, сколько их нужно?

    Амина
    26.05.2017 | 23:15
    • Да, Амина — видовая смесь ТДЧ более естественна.

      Все перечисленные отходы пойдут, а чтобы не «кипело» всё укладывайте тонким слоем 3-5 см. на 10-15 см. бурьян или хворост и так чередуйте слои.

      Сверху придавить камнями и пластиковыми канистрами или бутылками с водой с маленькими отверстиями, чтобы вода только капала.

      Обязательно нужно защитить от крыс, закрыв субстрат снизу и со всех остальных сторон мелкой металлической сеткой, например как на были на старых кроватях. Даже снизу её хватит на пару лет.

      В каждом литре субстрата максимально должно быть не более 50 штук — заказывая червей вот из этого исходите и от толщины Вашего кошелька.

      Виктор
      27.05.2017 | 06:35
      • Прикинула, примерно 100 литров войдет в червятник площадью 1 метр и глубиной 25см, это 5000 смеси червей, цены на которые разные и поскольку я не знаю из кого будет состоять смесь, каково соотношение видов, мне нужно знать кто, чтобы понять сколько стоит. Мой кошелек все равно в панике, дадим ему отдышаться и выясним все спокойно. Тем более, Вы пишете цены у Вас самые низкие.

        Амина
        27.05.2017 | 23:01
        • Амина, каково соотношение видов определить невозможно поскольку мальки на вид все одинаковые, а взрослых около 15-20 %.

          Тот или иной вид начинает размножаться быстрее или медленнее в зависимости от температуры, влажности и состава корма.

          5000 штук смеси червей это на 100 евро, т.е. по сегодняшнему курсу EUR ЦБ РФ на 27/05 = 6 367 р. + 1 000 р. пересылка.

          Виктор
          28.05.2017 | 12:38
          • Возможно я буду лететь в Сочи с пересадкой в Минводах, Вы могли бы встретиться со мной в аэропорту?

            Амина
            29.05.2017 | 01:38
          • Надеюсь с Вами все в порядке и наводнение не принесло разрушений. Мои одноклассники пишут, что местами сильно затопило. Надеюсь Вы и Ваши близкие в добром здравии. Я сегодня узнала, что моя знакомая бывает в Минводах часто по работе. Я могу попросить ее забрать червей. Она кстати одна из первых начала разводить червей в Дагестане. Но у нее только калифорнийцы.

            Амина
            01.06.2017 | 14:01
          • Амина, с нами-то всё в порядке, а вот подвал где развожу червячишек пока на половину затоплен.

            Но это не проблема у меня есть надземный червятник у двоюродного брата в Ессентуках.

            Вот только нужно согласовать когда Ваша знакомая будет в Мин Водах?

            Виктор
            01.06.2017 | 21:10
  • Мешки наполовину или совсем залило? У них нет шанса? Да, я узнаю у нее, напишу о сроках. Она может и через Ессентуки поедет, надо спросить как маршрут пролегает, она в Ставрополь на машине едет.

    Амина
    02.06.2017 | 13:16
    • Амина, наполовину и конечно все выживут благодаря проведенным МЧС.

      Виктор
      02.06.2017 | 18:19
    • Амина, доброе время суток!

      Готов Ваш заказ на 5 000 коконов и ТДЧ всех видов.

      Виктор
      11.06.2017 | 20:03
  • :p Сегодня первый раз услышала про вермитехнологии и узнала много нового от вас) прочитала очень много статей... и решила рассказать про все это отцу. Он часто ходит на рыбалку и ему приходится покупать наживки. Мама очень любит возиться в огороде, и я так думаю экологически чистый чернозём ей пригодиться тоже. А так все будет под рукой. Решили с папой на выходных заняться этим делом)

    Очень рада была с вами познакомиться сегодня, почитать ваши статьи, послушать и узнать много интересногo :p спасибо большое!

    Алена
    10.07.2017 | 23:26
    • Алёна, на здоровье, успехов в вермикультивировании!

      Появятся вопросы — с удовольствием отвечу ...

      А самая большая благодарность для меня от Вас — это то, что расскажете о верми-блоге своим подружкам ...

      Виктор
      11.07.2017 | 13:46
  • Добрый день. Очень заинтересовало вермикультивирование. Возможно ли приобрести червячков? Вела переписку по поводу покупки коконов, но их не удалось собрать...

    Татьяна
    17.11.2017 | 22:48
    • Да, Таня, в этом году коконы вывелись раньше чем обычно и сам тоже не успел их заготовить.

      Однако с выполнением заказов на оптимальную смесь технологических дождевых червей у нас проблем нет.

      Сколько Вам нужно?

      Виктор
      18.11.2017 | 17:30
Оставить коментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:

Блог Виктора Дулина
© 2015 Блог Виктора Дулина | Политика конфиденциальности