Блог Виктора Дулина
На блоге идёт показ с рассказом о практически действующих технологиях вермикультивирования,
с непосредственным производством экологически чистых фермерских продуктов

Существуют десятки домыслов – откуда и почему дождевые черви выползают на асфальт в дождь

Весной с потеплением – в мокрую погоду, многие удивляются – почему дождевые черви выползают в дождь. А наиболее сердобольные из нас, стараются не только не наступить на попавших в беду животных, но и извлечь от них пользу.

Вермиколлеги и просто гости, доброе время суток!

Уж, каких только предположений мы не слышали о причинах появления многочисленных дождевых червей на асфальте и других искусственных покрытиях тротуаров и дорог – во время и после дождя.

Но как ни странно, точного научного обоснования этому  пока не встречал.

А домыслов, порой противоречащих друг другу – от смешных, и до псевдо научных – тьма:

  • вволю погулять,
  • напиться от души,
  • заняться любовью,
  • избыток кислорода,
  • нехватка кислорода,
  • боятся утонуть в норке,
  • погреться на солнышке,
  • подышать свежим воздухом,
  • стук капель приняли за крота,
  • мигрировать на новые пространства,
  • в норке образовалась ядовитая среда,
  • слишком высокая концентрацию кадмия,
  • не соответствующий кислотно-щелочной баланс,
  • капли дождя  создают вибрацию в земле, особенно это заметно на асфальтированных участках, потому что капли в асфальт бьют как в барабан. На земле, покрытой травой, этот эффект не так заметен.

По моим многолетним наблюдениям – доля правды есть в каждом из этих предположений.

Но причина одна – мы вмешались в природу со своими тротуарами и дорогами, на поверхность которых и выползают дождевые черви во время дождя.

Ведь в чистом поле или в лесу никто из нас такой картины наверно не наблюдал.

А раз мы виновники этих небезопасных телодвижений, выползших на дорогу столь полезных для нас животных, дождевых червей, то мы просто обязаны спасать их от наших подошв и колёс.

Самый простой способ для горожан, не имеющих дач – подальше убрать потенциальную жертву на газон.

Но в следующий дождь картина повторится, дождевые черви снова будут вылазить на асфальт дорог, а чтобы количество пострадавших было меньше –  дачникам целесообразно отправлять этих неуёмных подземных работников на свои огороды и в сады.

Для этого каждое дождливое утро, с рассветом гуляю с коробочкой с 50 гр. дождевой воды и небольшим пинцетом.

Количество спасённых за 1-2 часа достигает нескольких сот, а по весу до килограмма.

Это значит, что на грядках они будут ежесуточно производить килограмм ценнейшего биоудобрения.

Однако больше часа,  для многих сотен дождевых червей, находиться в коробке небезопасно.

Для большего времени хранения нужно переложить их полиэтиленовый пакет или коробки с землёй или дерном в количестве в 5-10 раз большем чем масса собранной живности.

Друзья блогеры, даже если у Вас пока нет возможности и желания заняться вермикультивированием практически – Вы можете оказать неоценимую помощь в продвижении темы экологического спасения планеты от мусора с помощью «Ангелов Земли» – для этого всего-то нужно покликать по кнопкам социальных сетей.

Здоровья Вам и благополучия! С уважением, Виктор Дулин.

P.S. Кому интересны мои почти ежедневные велопрогулки на «Вее Вярк»,  со многими видео и количеством спасённых мигрантов – прошу смотреть таблицу внизу этой странички.

На ГЛАВНУЮ

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (6 голосов, средний: 4,83 из 5)
Загрузка...
Этот блог читают 13 000 дачников и огородников, даже в посадочную и летнюю пору. Читайте и Вы.
Комментариев 36
  • Виктор, вы так и не дали точный ответ, почему дождевые черви во время дождя выползают. Мне помнится из школьного курса зоологии, что они выползают потому, что земля слишком увлажнена и им трудно дышать. Но не помню, правильный ли мой ответ.

    Таисия
    25.04.2016 | 23:23
    • Таисия, поскольку червячки, как и мы не могут быть долго без кислорода, то вероятно его им и не хватает в норках и они бегут на свежий воздух.

      В холодную погоду с аборигенами этого не бывает, поскольку они спят глубоко и в анабиозе и потребности в кислороде очень малы.

      А вот у других видов, привезенных мной из Германии и Польши, где зимы не столь морозные и кратковременные, генетически заложено засыпать позже, а просыпаться раньше в неглубоких норках.

      И как только верхний слой размораживается, даже в зимние оттепели южные виды червячков просыпаются быстрее.

      Третья причина миграции из буртов с осадком сточных вод, это слишком высокая температура в них.

      Четвёртая — появление ядовитой аммиачной воды в норках и на тельце этих животных, которую они и хотят побыстрее смыть.

      Ведь они дышат не лёгкими, а всей поверхность кожи.

      Большое спасибо за уточняющие вопросы!

      Виктор
      26.04.2016 | 04:54
  • Много раз наблюдала, когда дождевые черви вылазят на поверхность земли во время дождя, им действительно не хватает воздуха, ведь вода вытесняет его. А вот собирать червячков не доводилось. А между тем, хорошая идея переселять червей на свой огород :p

    Людмила
    26.04.2016 | 14:34
    • Ну вот и червячкам Ваше решение, Людмила, будет во спасение и огороду польза великая.

      Только прошлогодней травкой-кормом нужно грядки замульчировать, да пару старых досок сверху положить.

      Чтобы ветром не сдувало траву и листья и под ними будут отложены уйма коконов ...

      Виктор
      27.04.2016 | 05:34
  • У нас такое явление в это время года случилось впервые. Обычно такое массовое выползание червей приходится на конец августа и сентябрь — сезон дождей. Но в апреле........ такого не было. То же самое подтверждает моя мама — супер садоводница-огородница уже много-много лет! Она объясняет эту «вылазку» червей переизбытком влаги в земле ещё с прошлой осени (нас просто заливало в то время).

    Вера
    26.04.2016 | 20:19
    • Вера, неужели и в огороде выползли?

      Виктор
      27.04.2016 | 05:27
  • Надо же, ученые задумываются и о таких вещах. В приведенном списке есть очень интересные предположения.

    Надежда
    27.04.2016 | 13:50
    • Да, Надежда, прочёл на эту тему несколько путанных учёных трудов

      Виктор
      27.04.2016 | 19:33
  • Мне кажется,что на них влияют 2 фактора. Миграция и большая увлажненность. А лучше у них спросить))

    Александр
    27.04.2016 | 15:21
    • Спрашивал — посылают ...

      Виктор
      27.04.2016 | 19:31
  • Пришла к выводу, что в квартире у нас Ангелам жарко. С началом дачного сезона будет возможность вывозить их в огород.

    Был у меня опыт: в грунт для растений была добавлена земля из огорода. И видимо с ней попали червячишки. Грунт я не трогала и хоть он и был суховат, но черви там прижились. Я начала их понемногу подкармливать. И было удовлетворительное состояние. А потом мы собрались в отпуск и я по не знанию добавила много мокрого корма. Большинство погибло, а остальных я выпустила во дворе под куст.

    Мне давно хочется, чтобы дома жили Дождевые Черви, но как оказывается надо много знать. Дел-то мало, условия им создать легко — нужно просто знать как.

    Катерина
    27.04.2016 | 19:36
    • И для дома, Катерина, неизвестные дикие не подойдут.

      Нужны тепло выносливые навозные или другие виды компостных (поверхностных) дождевых червячков.

      Виктор
      05.05.2016 | 06:07
      • Виктор, вот и я о том же! Изучать их нужно! И срочно! И всем! А уж они помогут — и очистят, и урожай помогут вырастить.

        Катерина
        05.05.2016 | 07:49
        • Катерина, радуюсь тому, что на блоге уже многие сделали для себя это полезное открытие

          Виктор
          05.05.2016 | 21:57
  • Видела не раз как они вылезают на асфальт и их давят люди и машины... Интересная идея собирать червяков к себе на усадьбу.

    Ольга
    16.05.2016 | 05:38
    • Ольга, и крайне общеполезное для всех занятие — как раз устал от компа и пошёл спасать погибающую по нашей вине живность

      Виктор
      16.05.2016 | 06:09
  • Виктор, я тоже согласен с предыдущим комментатором, что на то что черви вползают именно в дождь, влияет именно более влажная среда!

    Дмитрий
    26.11.2016 | 00:05
    • Дмитрий, как одна из причин — да, но ведь при полной Луне и в дождь не выползают ...

      Виктор
      26.11.2016 | 06:16
  • Доброго времени суток! Виктор, очень-очень рада знакомству с Вами! Рада, что на нашей планете есть такие люди! И самое главное не просто поговорить, а реально делающие дело на благо всей планеты! Я тоже, когда вижу дождевых червей на асфальте обычно перекладываю их на газон, ведь они же живые, такие же живые как и мы! А Вы просто молодец! Огромная Вам благодарность! :p

    Елена
    29.03.2017 | 10:22
    • Лена, приветствую в Вашем лице ещё одного спасателя дождевых червей — наши ряды неуклонно растут — большое спасибо!

      Виктор
      30.03.2017 | 16:34
  • А я вот давно не замечала на асфальте дождевых червей после дождя. Странно, только прочитав статью, вспомнила об этом. Кстати, о «живности»: уже несколько лет нет ни одного таракана, хотя, раньше нет, нет, да и «проскакивали», невзирая на различные химические ловушки.

    Картавцева
    11.04.2017 | 21:36
    • Лена, удивили меня, полагаю хорошего здесь мало, разнообразие видов всегда было для природы лучше.

      Виктор
      12.04.2017 | 05:09
  • Мы живём в отдалении от города, летом частенько и у нас такое бывает. Потом кукушки или другие птицы прилетают и собирают червей.

    Настя
    16.04.2017 | 11:32
    • Настя, в сельской местности такое бывает только у дорог и тротуаров, а в поле или в лесах выползков не встречал.

      Виктор
      17.04.2017 | 08:42
  • Мне прям жалко их когда они после дождя все вылазят на асфальт, их ведь давят там несметно.

    Эля
    26.04.2017 | 08:25
    • Эля, вот поэтому после дождя провожу спасательные операции с рассветом — пока нет движения пешеходов и транспортных средств.

      Виктор
      27.04.2017 | 07:36
  • У нас в огороде много дождевых червей. Мы перестали пахать землю, а стараемся обрабатывать плоскорезом.

    Татьяна
    23.05.2017 | 00:04
    • Вот — совершенно правильно делаете, Таня, и побольше мульчи ...

      Виктор
      23.05.2017 | 11:22
  • Всегда спасаю и червячков, и улиток, и слизняков.

    Ирэна
    25.07.2017 | 09:25
    • Ирэна, после фильма «Люди в чёрном», посмотревшие его — стали внимательнее глядеть под ноги и спасать потерпевшую живность ...

      Виктор
      29.07.2017 | 19:18
  • Много чего понаписали, но почему они (черви) именно выползают на асфальт.На земле их нет, а есть маленькие земляные шарики около норок. Вероятно чистили норки. А вот высказывания ученых не встретила. А интересно бы узнать их мнение.

    Римма
    30.04.2018 | 07:37
    • Римма, строгого мнения учёных до сих пор не нашёл, поэтому сам в догадках, однако всему много написанному, с юмором добавлю — вот например 1 мая, черви вероятно выползлили на демонстрацию, поскольку уже 2 мая — точно после такого же дождя и прочих равных условиях — спас на дорогах и тротуарах в 4 раза меньше — всего 0,5 кг, вместо 2 кг в День Трудящихся :-)

      Виктор
      03.05.2018 | 05:40
  • Вот не думала, что когда-нибудь буду смотреть видео о том, как собирать дождевых червяков! Оказывается, их нужно ещё и классифицировать! Очень интересно было смотреть ваши маленькие видео. Спасибо за развитие темы: сохранение окружающей среды. С уважением, Анна.

    Anna
    22.06.2018 | 23:38
    • Да, Аня, спасение дождевых червей после дождя забота не только о сохранении окружающей среды, но очень полезная физкультура, преумножающая урожай.

      Виктор
      25.06.2018 | 05:33
  • Меня тоже всегда интересовал этот вопрос — зачем червь вылазит на асфальт, ведь в 99 процентов случаев их ждёт там смерть, особенно если это проезжая часть. :o:

    Александр
    13.08.2018 | 01:19
    • Александр, однозначно основная причина мы со своим асфальтом — значит и нам спасать червячишек.

      Виктор
      16.08.2018 | 18:56
Оставить коментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:

Блог Виктора Дулина
© 2015 Блог Виктора Дулина | Политика конфиденциальности